Армированная резина - описание

13.01.2022

Армированная резина

Резина армированная – особый вид материала, в основе которого лежит ограниченно сшитый каучук (впоследствии подвергаемый обязательной вулканизации), а также тот или иной армирующий элемент. Последний может иметь самую разную природу. Однако, в большинстве случаев роль армирующего наполнителя выполняют различные текстильные волокна, переплетённые между собой в строго определённой последовательности.

Особенность материала

Армированная резина наделена способностью не реагировать на резкие перепады рабочих температур. За счёт низкого уровня адгезии невосприимчивой она оказывается и для разного рода внешних загрязнений. Отличает армированную резину также показательная прочность и стойкость к изнашиванию. Материал, армированный не натуральными текстильными волокнами, идеально справляется с ролью электрического изолятора для проводов.

История

Появление армированной резины относят к началу девятнадцатого века. В 1823 году Чарльз Макинтош запатентовал прорезиненную ткань, по функционалу идеально подходящую для пошива непромокаемых плащей. Именно эта ткань и стала прообразом известных ныне резинотекстильных изделий. Мощный скачок в разработке и изготовлении резины, армированной волокнами, произошёл параллельно с появлением автомобилей и, соответственно, пневматических шин. На сегодняшний день в среднестатистическом автомобиле, помимо шин, армированная резина встречается в виде:

  • стандартной подушки безопасности;
  • ремней трапециевидного сечения (клиновых) в ременных передачах;
  • всевозможных шлангов и трубочек.

Процесс армирования резины

Резиновые заготовки с армирующими включениями по своей сути ещё не являются армированной резиной. Для приобретения этого статуса необходимо, чтобы каучуковые компоненты прошли этап вулканизации. Реакция, запускаемая срабатыванием серы при заданной очень высокой температуре, позволяет сделать сцепление переплетённых особым образом текстильных волокон или проволоки с каучуком максимально крепким и надёжным.

Армирование резины текстильными волокнами 

Так как изделия, выполненные из армированной резины, часто эксплуатируются при усиленных растягивающих нагрузках, очень важно максимально сократить их деформацию за счёт укрепления структуры текстильными нитями. Нити эти могут как состоять из отдельных переплетённых волокон (например, пряжа), так и быть выполненными в виде единой непрерывной нити.

При производстве резинотекстильных изделий их конструкция, вкупе с размещением в ней волокон наполнителя, просчитывается специалистами заранее. Учитывается при этом сила растягивающих нагрузок, а также количество находящихся между нитями слоёв резины.

Виды текстильных армирующих волокон

Армирующие волокнистые наполнители именуются профессионалами бельтингами, кордами или тех.нитями. Классификация корд подразумевает выделение:

  • вискозных;
  • хлопчатобумажных (очень редко используемых);
  • полиамидных алифатических (температура стеклования 45-50℃, сильная ползучесть);
  • полиэфирных (температура стеклования 80-90℃, низкая ползучесть);
  • параполиамидных нитей.

Для выполнения специфических задач армирование резины может проводиться также нитями, изготовленными из стекла, углеродосодержащих материалов и даже металла.

Так как именно армирующие нити, какой бы природы они ни были, нивелируют всю направленную на изделие нагрузку, очень важно отслеживать их функциональные характеристики и их соответствие требованиям нормы. Любые нити для армирования предварительно обрабатывают специальными составами – латексом и особыми адгезивами. При выборе тех или иных текстильных армирующих волокон принято ориентироваться на коэффициент их упругости, процент удлинения при разрыве и уровень прочности.

Типы тканевых структур армирующих волокон

По типу тканевых структур, выступающих основой для укрепления резины, все бельтинги делятся на:

  • ткани полного полотняного переплетения;
  • материалы сатинового переплетения;
  • ткани саржевого переплетения;
  • ткани с редким утком (поперечной нитью, ср. с продольной «основой»).

В одном РТИ может присутствовать укреплённая резина разного вида и состава (чефер и корд). Ярким тому подтверждением становятся автомобильные покрышки. Грубый чефер производится из х/б волокон, переплетение долевой и поперечной нити равномерное. Его активно используют для внешней отделки бортовых автомобильных покрышек. Корд же, являясь очень прочным, произведённым на основе синтетических волокон, утка в плетении практически не имеет. Лучше всего он подходит на роль материала-основы для каркаса покрышки.

Качество и прочие механические свойства армирующих нитей тщательно проверяются путём проведения полуцикловых, одноцикловых и многоцикловых испытаний.

Армирование резины металлом

Для армирования резины, кроме нитей и систем нитей, также применяются металлические включения – проволока различной толщины, тросы, плетёнки и даже сердечники. Конкретно последние идеально подходят для армирования материала, из которого впоследствии будут созданы подвески, втулки и валовые обкладки. Проволока, обработанная особым составом, применяется для укрепления каркасной резины, задействованной при проектировании и производстве аэростатных оболочек и всевозможных приводных ремней.

Применение армированной резины

Помимо автомобильных шин, из описываемого материала изготавливают также:

  • защитные фартуки и проф.форму;
  • надувные изделия и тех.конструкции;
  • приводные ремни, гусеничные ленты;
  • конвейерные транспортерные ленты и рукава.
  • шины для самолётов и других видов спецтранспорта;

Возврат к списку